深衣 /sheng-yi/ шэнь-и - прародитель всех пао
深衣 /sheng-yi/ шэнь-и (шэн-и) - прародитель всех пао
深衣 - "глубокая одежда" (имеется в виду, что тело там где-то внутри нее, завернуто очень глубоко)
Это уродливая неуклюжая запахивающаяся хламидина появилась во времена царства Чжоу (9-3 вв до н.э.) и активно пропагандировалась вместе с идеей, что мужчины и женщины должны держаться друг от друга подальше. Насчет М и Ж держаться друг у друга подальше - не скажу, чтобы у полуторамиллиардного китайского населения это очень получалось, а что касается шэн-и, оно быстро эволюционировало и уже к эпохе Хань китайцы щеголяли в сногсшибательных моделях цюйцзю (曲裾)(пао с загнутым краем) и чжицзю (直裾)(пао с прямым краем, чуть позже) - по последней (для 2 в. до н.э.) моде.
Можно сказать, что шэн-и являлось не столько моделью одежды, сколько принципом - качественно упаковаться.
Требования к покрою шэн-и подробно описаны в канонах, включая "Книгу обрядов" ("Ли цзи" 礼记) (эпоха Чжоу, Воюющие царства, ранний Хань). Главное ноу-хау - рубашка, пришитая к юбке! [восхищенные вздохи в толпе, вот это поворот!]
Именно с шэн-и, как считается, начинается история цельнокроеной одежды Китая, хотя у меня сомнения - ведь цельный крой проще раздельного, именно он должен был существовать раньше. С рубахи начиналась одежда у кельтов, эллинов и евреев.
Видимо, речь идет о первой зарегистрированной и детально описанной модели.
В эпоху Сун (с начала второго тысячелетия) конфуцианцы начали возрождать шэн-и по описанию из "Ли Цзи" и канонов и сделали своим фирменным облачением.
На снимке - шэн-и из гробницы эпохи Мин, дикое, но симпатишное.